Основной принцип, данный Рудольфом Штайнером: «Художественное должно постигаться художественно».
Искусство тут заключается не в изобразительности, а в том, чтобы упражняться в задавании вопросов без каких-либо утверждений. И следующий шаг – не стараться найти ответы на вопросы как можно быстрее, а жить с этими вопросами. Тогда они как семена – начнут прорастать и приносить плоды.
Художественное всегда предполагает готовность к внутренней и внешней подвижности. Но чтобы не потеряться в этой подвижности, нужно создать некое внутреннее «место покоя», в котором вы можете ощутить себя как дома, как бы в собственном улье, своего рода питомнике, где сможете растить себя и преобразовывать. Покой и подвижность родственны между собой.
Художественный подход к жизни ведет к тихой радости. Художественно настроенный человек учится говорить свободно – преодолевая свои внутренние зажимы, и учится на их место ставить сердечный такт.
Художественность в общении в значительной мере освобождает от стрессов, властности, от связанной с престижем манерности, от насилия.
Художественный подход к жизни не является никаким методом. В повседневном искусстве жизни я учусь ценить неповторимость мгновения. Но чтобы действительно ценить это, я должен сначала пережить эту неповторимость на опыте. Без такого опыта во мне не может расцвести истинное почитание жизни.
Художественное существует в благоговении – к своей жизни и жизни другого человека. Благоговение является ключом к пониманию человеческих биографий, в том числе, и собственной.
Если я узнаю, как я подхожу к чему-либо, я могу заново решить, хочу ли я и дальше поступать так или же в будущем буду упражняться в том, чтобы обходиться с такими ситуациями спокойнее. И это тоже художественный подход.
Биографическое искусство начинается со способности оживлять настоящее – удивлением. Это целый ряд возможностей задавать вопросы своей жизни. Внутреннее настроение всегда должно быть вопрошающим.
Биография человека как целое – это индивидуальный путь, как этот человек в течение всей своей жизни был посвящаем в жизнь, посвящается в жизнь теперь и будет посвящен в нее в будущем.
Художественная работа над биографией ведет к «Да», к мужественному отношению к самой судьбе, к тому, чтобы я мог сказать своей судьбе - это «Я».